Басма в художественной ковке. Технология процесса

Как известно, кузнечное мастерство, как один из наиболее древних видов искусства, включает в себя самые разнообразные техники и приемы изготовления, как изделий, так и отдельных их элементов и украшений. В этой статье хотелось бы рассказать о таком способе создания декоративных отделок как басма.

Басма – это рельефный узор, который выполняется на тонких металлических листах и служит для обрамления тех или иных деталей кованого изделия. Технология исполнения этой техники довольно проста и заключается в том, что металлические листы укладывают на матрицу с заранее подготовленным узором, и после воздействия на поверхность с помощью молотка металл приобретает необходимый рельеф. В современной ковке наиболее часто эту технику применяют для украшения кованых карнизов, рам, ручек для мебели. Также техникой басмы могут декорироваться кованые ворота, заборы или оконные решетки.

Для изготовления басменных узоров не требуется сложного оборудования, но тем ни менее определенные нюансы выполнения этой техники все же существуют.

Для начала изготавливают матрицу, тот элемент, который и будет собственно служить материалом для создания узора на металле. Матрица может быть сделана из металла (бронзы или цинка), дерева или гипса. Если используется гипс, то узор наносится на плитку в тот момент, когда материал уже затвердел, но еще окончательно не высох. А деревянные образцы не требуют подготовки и обрабатываются с помощью специальных инструментов для резьбы. В промышленной ковке используют уже готовые модели. Их также можно приобрести, если Вы хотите испробовать технику басмы в домашних условиях.

Чтобы получить рельефный узор на металле, необходим такой элемент как пуансон. Это приспособление представляет собой обратный рельеф рисунка, который в точности соответствует рисунку на матрице. Пуансон обычно делают из свинца или методом штамповки, или методом отлива. Способ изготовления зависит от глубины рельефа. Если он составляет менее 1 мм, то достаточно будет нескольких ударов молотка, для того чтобы рисунок качественно отпечатался. Если же глубина узора больше 1 мм, то целесообразно залить форму с матрицей расплавленным свинцом и отделить его, когда металл остынет.

Непосредственно во время работы важно хорошо закрепить матрицу, чтобы она не смещалась и не образовывала дефектов на рисунке. Лист металла помещается между пуансоном и матрицей, после чего наносятся удары молотком. Количество ударов зависит от того, насколько плотно пуансон входит в матрицу. Разумеется, что чем плотнее они соединяться, тем четче получится рисунок на металле. Передвигая материалы, точно также узоры выполняются по всей длине полосы. По завершению работы деталь следует внимательно осмотреть на наличие дефектов, и, если они имеются, удалить их с помощью канфарника, гладилки, чекана. 

Декорирование готового басменного рельефа выполняется посредством покрытия его слоем патины, предпочтительно темного цвета. Такой оттенок позволяет наиболее четко воспринимать рельеф. Если материалом для басменного узора служил алюминий, то его можно тонировать черной или коричневой краской на масляной основе. В таком случае после нанесения краски не ждут ее высыхания, а сразу удаляют некоторую ее часть, находящуюся на выступах рельефа, при помощи тампона. Медные детали патинируются серной печатью. Непосредственно перед нанесением патины изделие должно быть хорошо отшлифовано, отполировано и отбелено в растворе соляной кислоты (10%). Время воздействия зависит от желаемого оттенка. После завершения отделочных работ, необходимо выровнять края. Басменные узоры могут прикрепляться к изделию с помощью эпоксидной мастики. Это смесь эпоксидного клея с наполнителем (тертый кирпич, гипс, мел, тальк и др.), которая имеет консистенцию густой шпаклевки.